Эссе-лонгрид по теме "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"
Проектная деятельность - как актуальный и эффективный метод реализации ФГОС
Мы живем в эпоху информационной цивилизации, развитие и постоянное совершенствования информационно-компьютерных технологий начинает опережать способность человека осмысливать новые явления и процессы.
В связи с этим, возникла потребность в подготовке активного и нестандартно думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач. Главное в образовательном процессе – это формирования личности такого человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования своего урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся в целом.
Сегодня, когда ключевым элементом российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении
Основной особенностью ФГОС, является системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Следующая ключевая особенность ФГОС— требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса. Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков).
Подытожив все вышесказанное, имеем следующее:
· Основное отличие ФГОС заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе ( личностные, предметные и метапредметные результаты);
· Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (УУД);
· Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
· Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода, является проектная деятельность.
Немного истории…
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС.
Основные понятия и структура проектной деятельности
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Типология проектов:
1) По доминирующей деятельности учащихся:
· практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении)
· исследовательские (направлены на решение практических задач)
· информационные (направленны на создание литературных произведений, видеофильмов)
· творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия)
· ролево – игровые (создание спектакля, сценария, игры)
2) По количеству участников:
· индивидуальные
· парные
· групповые
4) По охвату предметов:
· монопроект (проект по одному учебному предмету);
· межпредметный (проект, объединяющий несколько предметных областей)
· свободный (тема проекта выходит за рамки школьного обучения)
5) По форме продукта (проектный продукт)
· Научные или учебные материалы
· Публицистические материалы
· Творческий продукт
· Мероприятие
· Мультимедийный продукт
Этапы проектной деятельности:
1. подготовительный (планирование)
2. реализация проекта (создание)
3. презентация (защита)
4. осмысление и оценка
Этап 1. Подготовительный.
Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или скорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)
Одной из первых ключевых задач, является выбор темы проекта. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Название проекта должно выражать главную идею. В названии должна быть заложена главная, проблема проекта. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.
Этап 2. Реализация проекта.
Ученики собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации.
Этап 3. Презентация проекта.
Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Устное сообщение на уроке. Защита проекта. Театрализованное представление. Демонстрация видеофильма. Презентация веб-сайта и др.
Этап 4. Осмысление и оценка проекта
Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?
При использовании метода проекта ученик…
· Определяет цель деятельности
· Открывает новые знания
· Экспериментирует
· Выбирает пути решения
· Активен
· Субъект обучения
· Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель…
· Помогает определять …
· Рекомендует источники информации
· Раскрывает возможные формы работы
· Содействует прогнозированию результатов
· Создаёт условия для активности школьника
· Партнёр ученика
· Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Оформление проекта
Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.
Собственный педагогический опыт проектной деятельности:
Поставим задачу перед восьмиклассниками подтвердить или опровергнуть необходимость процентов в нашей жизни. Были созданы три группы, в каждой из которых была определена проблема, выдвинута гипотеза, распределены роли, составлен план действий. Я выступала в роли консультанта. Проекты создавались и защищались в рамках недели математики. Были оценены по трем номинациям: «Оригинальность», «Научность», «Жизненность». Таким образом, дети сами себе доказали, что знание процентов им необходимо, что мои занятия в следующем году посещать жизненно важно. Тип проекта – исследовательский.
Эти же учащиеся подготовили и показали свои презентации, когда были подведены итоги изучения материалов курса. Дети делились своими знаниями, впечатлениями с восьмиклассниками, которым еще предстояло сделать свой выбор. Тип проекта –информационный.
Тема: четыре замечательные точки треугольника.
Учебный предмет – геометрия.
Участники: ученики 8 «А» класса.
Продолжительность: 2 урока, работа дома.
Форма работы: групповая (созданы четыре группы).
Цели: изучить тему, используя различные источники информации; разработать опорные карточки, содержащие необходимые сведения; подготовить выступление; создание обучающих презентаций.
Роль учителя: координатор, консультант. Тип проекта – прикладной.
Все материалы проекта были использованы затем на обобщающем уроке. При работе над проектом каждый участник был активен, смог реализоваться при достижении общей цели.
Подведение итогов. Завершен курс «Проценты и статистика». Слушатели курса, учащиеся 9-х классов (сборная группа), предоставили вниманию учителей, учащимся 8-х классов свои презентации. Ребята сами выбрали форму зачета: создание проекта, разработка буклета, создание конспекта по выбранной теме. Получившиеся проекты можно классифицировать как исследовательский, прикладной, информационный.
Работа в этом направлении продолжается: запущены проекты в 5-ых и в 6-ом классах.
Подведем итоги: метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основу его положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Приведу описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах. (Приложение 1. Таблица “Описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах”).
Приложение 1.
Описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах